Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — биология
Формирование гамет
1.  
i

Ука­жи­те ге­но­тип ор­га­низ­ма, об­ра­зу­ю­ще­го один тип гамет  — Ab:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
2.  
i

До­ми­нант­ная го­мо­зи­го­та по ал­ле­лям пер­во­го гена и ге­те­ро­зи­го­та по ал­ле­лям вто­ро­го гена может иметь бук­вен­ное обо­зна­че­ние ге­но­ти­па:

1) aaBb
2) Aabb
3) AABb
4) AABB
3.  
i

Ука­жи­те ге­но­тип ор­га­низ­ма, сфор­ми­ро­вав­ше­го че­ты­ре типа гамет в сле­ду­ю­щем про­цент­ном со­от­но­ше­нии  — 45% Cd; 45% cD; 5% CD; 5% cd:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
4.  
i

Ука­жи­те ге­но­тип ор­га­низ­ма, сфор­ми­ро­вав­ше­го че­ты­ре типа гамет в сле­ду­ю­щем про­цент­ном со­от­но­ше­нии  — 46% St; 46% sT; 4% ST; 4% st:

 

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5.  
i

Ука­жи­те ге­но­тип ор­га­низ­ма, сфор­ми­ро­вав­ше­го че­ты­ре типа гамет в сле­ду­ю­щем про­цент­ном

со­от­но­ше­нии  — 42% Np; 42% nP; 8% NP; 8% np:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
6.  
i

Ука­жи­те ге­но­тип ор­га­низ­ма, сфор­ми­ро­вав­ше­го че­ты­ре типа гамет в сле­ду­ю­щем про­цент­ном со­от­но­ше­нии  — 43% Lm; 43% lM; 7% LM; 7% lm:

 

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
7.  
i

Рас­щеп­ле­ние по фе­но­ти­пу в F1 со­ста­вит 1 :1 при скре­щи­ва­нии ор­га­низ­мов с ге­но­ти­па­ми:

1) Рр и рр
2) Рр и Рр
3) РР и рр
4) PPRR и ррrr
8.  
i

Потом­ство F1 будет еди­но­об­раз­ным по фе­но­ти­пу при скре­щи­ва­нии ор­га­низ­мов с ге­но­ти­па­ми:

1) Rr и rr
2) Rr и Rr
3) RR и rr
4) RrSs и rrss
9.  
i

Потом­ство F1 будет еди­но­об­раз­ным по фе­но­ти­пу при скре­щи­ва­нии ор­га­низ­мов с ге­но­ти­па­ми:

1) Мм и mm
2) Mm и Мm
3) MM и mm
4) MmNn и mmnn
10.  
i

Какая ста­дия эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия лан­цет­ни­ка изоб­ра­же­на на ри­сун­ке?

1) мо­ру­ла;
2) га­стру­ла;
3) ней­ру­ла;
4) бла­сту­ла.
11.  
i

На схеме раз­ви­тия муж­ских по­ло­вых кле­ток мле­ко­пи­та­ю­щих спер­ма­ти­да обо­зна­че­на циф­рой:

1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4.
12.  
i

Со­глас­но эво­лю­ци­он­ной тео­рии Ч. Дар­ви­на дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся:

1) ме­ня­ю­щи­е­ся усло­вия окру­жа­ю­щей среды;
2) борь­ба за су­ще­ство­ва­ние и есте­ствен­ный отбор;
3) на­след­ствен­ность и из­мен­чи­вость живых ор­га­низ­мов;
4) при­спо­соб­лен­ность ор­га­низ­мов к среде оби­та­ния и мно­го­об­ра­зие видов.
13.  
i

Раз­мно­же­ние при по­мо­щи ли­сто­вых че­рен­ков  — это спо­соб:

1) фраг­мен­та­ции;
2) по­ло­во­го раз­мно­же­ния;
3) ди­пло­ид­но­го пар­те­но­ге­не­за;
4) ве­ге­та­тив­но­го раз­мно­же­ния.
14.  
i

Раз­мно­же­ние при по­мо­щи ви­до­из­ме­нен­ных по­бе­гов  — это спо­соб:

1) фраг­мен­та­ции;
2) по­ло­во­го раз­мно­же­ния;
3) ве­ге­та­тив­но­го раз­мно­же­ния;
4) ди­пло­ид­но­го пар­те­но­ге­не­за.
15.  
i

Ука­жи­те при­род­ный ком­плекс, име­ю­щий в Бе­ла­ру­си ста­тус на­ци­о­наль­но­го парка:

1) На­ро­чан­ский;
2) Сви­тя­зян­ский;
3) Бе­ре­зин­ский био­сфер­ный;
4) По­лес­ский ра­ди­а­ци­он­но-эко­ло­ги­че­ский;
5) Цен­траль­ный бо­та­ни­че­ский сад На­ци­о­наль­ной ака­де­мии наук Бе­ла­ру­си.
16.  
i

Бе­ре­зин­ский био­сфер­ный  — это при­род­ный ком­плекс, име­ю­щий в Бе­ла­ру­си ста­тус:

1) за­каз­ни­ка;
2) но­осфе­ры;
3) за­по­вед­ни­ка;
4) па­мят­ни­ка при­ро­ды;
5) на­ци­о­наль­но­го парка.
17.  
i

Клет­ка, обо­зна­чен­ная на схеме оо­ге­не­за циф­рой 3:

1) со­зре­ва­ет в яич­ни­ке
2) яв­ля­ет­ся ди­пло­ид­ной
3) на­зы­ва­ет­ся по­ляр­ное тель­це
4) фор­ми­ру­ет­ся в пе­ри­од эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия жен­ской особи
18.  
i

В про­цес­се спер­ма­то­ге­не­за у мле­ко­пи­та­ю­щих раз­ли­ча­ют че­ты­ре пе­ри­о­да. В пе­ри­од со­зре­ва­ния:

1) де­лят­ся пер­вич­ные по­ляр­ные тель­ца
2) спер­ма­ти­ды пре­об­ра­зу­ют­ся в спер­ма­то­го­нии
3) спер­ма­то­ци­ты пер­во­го по­ряд­ка де­лят­ся мей­о­зом
4) об­ра­зу­ют­ся жгу­тик и ак­ро­со­ма, ме­ня­ет­ся форма клет­ки
19.  
i

Клет­ка, обо­зна­чен­ная на схеме оо­ге­не­за циф­рой 4:

1) со­зре­ва­ет в яич­ни­ке
2) яв­ля­ет­ся га­п­ло­ид­ной
3) на­зы­ва­ет­ся ооцит вто­ро­го по­ряд­ка
4) фор­ми­ру­ет­ся в пе­ри­од эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия жен­ской особи
20.  
i

Клет­ка, обо­зна­чен­ная на схеме спер­ма­то­ге­не­за циф­рой 5:

1) со­зре­ва­ет в яич­ни­ке
2) на­зы­ва­ет­ся спер­ма­то­цит пер­во­го по­ряд­ка
3) об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те пер­во­го мей­о­ти­че­ско­го де­ле­ния
4) фор­ми­ру­ет­ся в пе­ри­од эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия муж­ской особи
21.  
i

Клет­ка, обо­зна­чен­ная на схеме оо­ге­не­за циф­рой 1:

1) яв­ля­ет­ся га­п­ло­ид­ной
2) со­зре­ва­ет в ма­точ­ной трубе
3) ин­тен­сив­но де­лит­ся путем ми­то­за
4) на­зы­ва­ет­ся ооцит вто­ро­го по­ряд­ка
22.  
i

Клет­ка, обо­зна­чен­ная на схеме оо­ге­не­за циф­рой 5:

1) со­зре­ва­ет в яич­ни­ке;
2) ин­тен­сив­но де­лит­ся путем ми­то­за;
3) со­дер­жит запас пи­та­тель­ных ве­ществ;
4) об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те пер­во­го мей­о­ти­че­ско­го де­ле­ния.
23.  
i

Клет­ка, обо­зна­чен­ная на схеме спер­ма­то­ге­не­за циф­рой 1:

1) имеет ак­ро­со­му
2) на­зы­ва­ет­ся спер­ма­ти­да
3) фор­ми­ру­ет­ся в пред­ста­тель­ной же­ле­зе
4) об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те пер­во­го мей­о­ти­че­ско­го де­ле­ния
24.  
i

Клет­ка, обо­зна­чен­ная на схеме оо­ге­не­за циф­рой 4:

1) со­зре­ва­ет в яич­ни­ке
2) яв­ля­ет­ся га­п­ло­ид­ной
3) на­зы­ва­ет­ся ооцит вто­ро­го по­ряд­ка
4) фор­ми­ру­ет­ся в пе­ри­од эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия жен­ской особи
25.  
i

Клет­ка, обо­зна­чен­ная на схеме спер­ма­то­ге­не­за циф­рой 3:

1) со­зре­ва­ет в яич­ни­ке
2) на­зы­ва­ет­ся спер­ма­то­цит пер­во­го по­ряд­ка
3) об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те пер­во­го мей­о­ти­че­ско­го де­ле­ния
4) фор­ми­ру­ет­ся в пе­ри­од эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия муж­ской особи
26.  
i

Клет­ка, обо­зна­чен­ная на схеме оо­ге­не­за циф­рой 1:

1) со­зре­ва­ет в ма­точ­ной трубе
2) яв­ля­ет­ся га­п­ло­ид­ной
3) ин­тен­сив­но де­лит­ся путем ми­то­за
4) на­зы­ва­ет­ся ооцит вто­ро­го по­ряд­ка
27.  
i

В про­цес­се спер­ма­то­ге­не­за у мле­ко­пи­та­ю­щих раз­ли­ча­ют че­ты­ре пе­ри­о­да. В пе­ри­од раз­мно­же­ния:

1) об­ра­зу­ют­ся пер­вич­ные по­ляр­ные тель­ца
2) спер­ма­ти­ды пре­об­ра­зу­ют­ся в спер­ма­то­зо­и­ды
3) спер­ма­то­го­нии ин­тен­сив­но де­лят­ся путем ми­то­за
4) в ре­зуль­та­те пер­во­го де­ле­ния мей­о­за об­ра­зу­ют­ся спер­ма­то­ци­ты вто­ро­го по­ряд­ка
28.  
i

В про­цес­се спер­ма­то­ге­не­за у мле­ко­пи­та­ю­щих раз­ли­ча­ют че­ты­ре пе­ри­о­да. В пе­ри­од роста:

1) об­ра­зу­ют­ся спер­ма­то­ци­ты пер­во­го по­ряд­ка
2) спер­ма­ти­ды пре­об­ра­зу­ют­ся в спер­ма­то­зо­и­ды
3) спер­ма­то­го­нии ин­тен­сив­но де­лят­ся путем ми­то­за
4) в ре­зуль­та­те пер­во­го де­ле­ния мей­о­за об­ра­зу­ют­ся пер­вич­ные по­ляр­ные тель­ца
29.  
i

В про­цес­се оо­ге­не­за у мле­ко­пи­та­ю­щих раз­ли­ча­ют три пе­ри­о­да. В пе­ри­од роста:

1) об­ра­зу­ют­ся ооци­ты пер­во­го по­ряд­ка
2) пер­вич­ные по­ляр­ные тель­ца де­лят­ся ми­то­зом
3) в ре­зуль­та­те пер­во­го де­ле­ния мей­о­за об­ра­зу­ют­ся ооци­ты вто­ро­го по­ряд­ка
4) ди­пло­ид­ные пред­ше­ствен­ни­ки по­ло­вых кле­ток пре­об­ра­зу­ют­ся в спер­ма­ти­ды
30.  
i

В про­цес­се оо­ге­не­за у мле­ко­пи­та­ю­щих раз­ли­ча­ют три пе­ри­о­да. В пе­ри­од со­зре­ва­ния:

1) ооци­ты пер­во­го по­ряд­ка де­лят­ся мей­о­зом
2) де­ле­ние оого­ни­ев пре­кра­ща­ет­ся, они на­чи­на­ют расти
3) об­ра­зу­ют­ся жгу­тик и ак­ро­со­ма, ме­ня­ет­ся форма клет­ки
4) ди­пло­ид­ные пред­ше­ствен­ни­ки по­ло­вых кле­ток пре­об­ра­зу­ют­ся в оого­нии.
31.  
i

Угро­за об­мо­ро­же­ния выше при мо­роз­ной по­го­де с силь­ным вет­ром, чем в без­вет­рен­ную по­го­ду. Это при­мер:

1) дей­ствия ли­ми­ти­ру­ю­ще­го фак­то­ра
2) не­за­ме­ни­мо­сти эко­ло­ги­че­ско­го фак­то­ра
3) вза­и­мо­дей­ствия эко­ло­ги­че­ских фак­то­ров
4) дей­ствия био­ти­че­ских эко­ло­ги­че­ских фак­то­ров
32.  
i

Для предот­вра­ще­ния увя­да­ния зла­ков при низ­ком со­дер­жа­нии до­ступ­но­го азота тре­бу­ет­ся боль­ше воды, чем при вы­со­ком его со­дер­жа­нии. Это при­мер:

1) дей­ствия ли­ми­ти­ру­ю­ще­го фак­то­ра
2) не­за­ме­ни­мо­сти эко­ло­ги­че­ско­го фак­то­ра
3) вза­и­мо­дей­ствия эко­ло­ги­че­ских фак­то­ров
4) дей­ствия био­ти­че­ских эко­ло­ги­че­ских фак­то­ров
33.  
i

От­сут­ствие воды де­ла­ет жизнь рас­те­ний не­воз­мож­ной даже при усло­вии бла­го­при­ят­но­го со­че­та­ния дру­гих фак­то­ров. В дан­ном слу­чае влаж­ность  — это:

1) ли­ми­ти­ру­ю­щий фак­тор
2) эко­ло­ги­че­ский мак­си­мум
3) глав­ный био­ти­че­ский фак­тор
4) верх­ний пре­дел вы­нос­ли­во­сти
34.  
i

У го­лу­бя 40 групп сцеп­ле­ния. Сколь­ко хро­ма­тид со­дер­жит­ся в клет­ке го­лу­бя в конце ана­фа­зы мей­о­за I?

1) 20;
2) 40;
3) 80;
4) 160.
35.  
i

Какой путь до­сти­же­ния био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са при­вел к по­яв­ле­нию раз­лич­ных ор­га­нов при­креп­ле­ния (крю­чьев, при­со­сок, при­са­сы­ва­тель­ных щелей) у лен­точ­ных чер­вей?

1) ка­та­ге­нез;
2) ал­ло­ге­нез;
3) ди­вер­ген­ция;
4) кон­вер­ген­ция.
36.  
i

В транс­кри­би­ру­е­мой цепи ДНК три­плет ТАЦ ко­ди­ру­ет ами­но­кис­ло­ту ме­ти­о­нин. Опре­де­ли­те ан­ти­ко­дон ме­ти­о­ни­но­вой тРНК:

1) АТГ;
2) АУГ;
3) ТАЦ;
4) УАЦ.
37.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ука­зы­ва­ю­щие на при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к типу Хор­до­вые:

а)  на­ли­чие у эм­бри­о­на нерв­ной труб­ки; б) диф­фе­рен­ци­а­ция зубов на резцы, клыки и ко­рен­ные; в) на­ли­чие

внут­рен­не­го осе­во­го ске­ле­та; г) три слу­хо­вые ко­сточ­ки в сред­нем ухе; д) внут­ри­утроб­ное раз­ви­тие и вскарм­ли­ва­ние потом­ства мо­ло­ком.

1) а, б, д;
2) а, в;
3) 6, г, д;
4) в, г
38.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ука­зы­ва­ю­щие на при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к от­ря­ду При­ма­ты:

а)  про­ти­во­по­став­ле­ние боль­шо­го паль­ца руки осталь­ным; б) три слу­хо­вые ко­сточ­ки в сред­нем ухе; в) на­ли­чие мо­лоч­ных, саль­ных и по­то­вых желез; г) на­ли­чие у эм­бри­о­на осе­во­го ске­ле­та, пред­став­лен­но­го хор­дой;

д)  диф­фе­рен­ци­а­ция зубов на резцы, клыки и ко­рен­ные.

1) а, б, в;
2) а, в, д;
3) 6, г, д;
4) толь­ко а.
39.  
i

В ка­ри­о­ти­пе ди­пло­ид­но­го вида кры­жов­ни­ка 16 хро­мо­сом. Сколь­ко хро­мо­сом и хро­ма­тид будет в со­ма­ти­че­ской клет­ке во время ме­та­фа­зы ми­то­за?

1) 8 хро­мо­сом и 8 хро­ма­тид;
2) 8 хро­мо­сом и 16 хро­ма­тид;
3) 16 хро­мо­сом и 16 хро­ма­тид;
4) 16 хро­мо­сом и 32 хро­ма­ти­ды;
5) 2 хро­мо­со­мы и 16 хро­ма­тид.
40.  
i

В ка­ри­о­ти­пе ди­пло­ид­но­го вида то­ма­та 24 хро­мо­со­мы. Сколь­ко хро­мо­сом и хро­ма­тид будет в со­ма­ти­че­ской клет­ке во время ме­та­фа­зы ми­то­за?

1) 12 хро­мо­сом и 12 хро­ма­тид;
2) 12 хро­мо­сом и 24 хро­ма­тид;
3) 24 хро­мо­сом и 24 хро­ма­тид;
4) 24 хро­мо­сом и 48 хро­ма­ти­ды;
5) 48 хро­мо­со­мы и 24 хро­ма­тид.
41.  
i

Ука­жи­те набор хро­мо­сом (n) и ко­ли­че­ство хро­ма­тид (c) в клет­ке, обо­зна­чен­ной на схеме спер­ма­то­ге­не­за циф­рой 4:

1) 1n1c
2) 1n2c
3) 1n4c
4) 2n1c
5) 2n4c
42.  
i

Ука­жи­те набор хро­мо­сом (n) и ко­ли­че­ство хро­ма­тид (c) в клет­ке, обо­зна­чен­ной на схеме оо­ге­не­за циф­рой 1:

1) 1n1c
2) 2n4c
3) 1n4c
4) 1n2c
5) 2n1c
43.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­же­на схема жиз­нен­но­го цикла зе­ле­ной во­до­рос­ли.

 

Зна­ком «?» обо­зна­че­но:

1) опло­до­тво­ре­ние
2) об­ра­зо­ва­ние пыль­цы
3) раз­ви­тие спо­ран­ги­ев
4) фор­ми­ро­ва­ние плода
44.  
i

Ука­жи­те ста­дию жиз­нен­но­го цикла ку­куш­ки­на льна, обо­зна­чен­ную на схеме циф­рой 4:

1) ар­хе­го­ний
2) про­то­не­ма
3) яй­це­клет­ка
4) спер­ма­то­зо­ид